Главная / Расстройства аутистического спектра (РАС) / Диагностика РАС в раннем детском возрасте

Диагностика РАС в раннем детском возрасте

Хотя всех людей с аутизмом объединяют трудности в определенных сферах, это расстройство по-разному отражается на каждом отдельном человеке. Некоторые люди с аутизмом могут жить относительно независимой жизнью, в то время как другие могут иметь дополнительные нарушения обучения и нуждаются в пожизненной поддержке со стороны специалистов. Кроме того, люди с аутизмом
обычно отличаются гипер- или гипочувствительностью к звукам, прикосновениям, вкусам, запахам, освещению или цвету, а также о самых ранних симптомах, возникающих у малыша с периода новорожденности.

3 месяца

Нельзя забывать и о возможных заболеваниях нервной и других систем, сопровождающихся схожей клинической картиной.

Высокоспецифичными симптомами у ребенка в отношении РАС на данном возрастном отрезке являются:

1. не смотрит на мать, когда она заговаривает с ним, негативизм к тактильному контакту (особенно при переодевании);
2. не приспосабливается, когда мать держит его на руках;
3. «взгляд в себя», «в никуда», отсутствуют фиксация взгляда на лице человека, зрительное сосредоточение.

6 месяцев

Высокоспецифичными симптомами у ребенка в отношении РАС на данном возрастном отрезке являются:

1. имеющиеся элементы деятельности стереотипны и лишены элементов целенаправленности;
2. частое раскачивание на локтях и коленях;
3. не реагирует на звук, находящийся вне поля зрения;
4. гиперсенситивность к отдельным звукам;
5. у многих – зрительная гиперсенситивность, испуг при включении света;
6. задержка узнавания лица матери;
7. не дифференцирует мать;
8. не протягивает руки взрослому, как бы прося взять на руки;
9. не пытается подражать;
10. возможна фиксация взгляда на лице матери (но не «глаза в глаза»);
11. «своих» и «чужих» дифференцирует плохо и без выраженной эмоциональной реакции.

12 месяцев

Высокоспецифичными симптомами у ребенка в отношении РАС на данном возрастном отрезке являются:

1. на собственное имя часто не реагирует;
2. у части детей – гиперсенситивность к звукам, некоторые не реагируют на звук, несмотря на отсутствие нарушений слуховой сенсорной системы;
3. глазной контакт не устанавливает или устанавливает кратковременно и формально («взгляд сквозь»);
4. мутизм или отдельные слова номинативного характера, не связанные с объектом, чаще не симпрактические. «Мама» («папа», «баба»), «дай» редко и без обращения;
5. детей (особенно своего возраста) старается избегать, часто проявляет агрессию по отношению к ним;
6. не указывают пальцем на интересующий объект;
7. не пытаются разделить свои впечатления, эмоции с другими;
8. о витальных потребностях могут сигнализировать, но без обращения.

18 месяцев

Высокоспецифичными симптомами у ребенка в отношении РАС на данном возрастном отрезке являются:

1. становятся более выраженными стереотипии: серии прыжков, вертится вокруг своей оси, совершает повторные машущие движения пальцами или всей кисть;
2. у части детей – явное предпочтение использования периферического зрения;
3. контакт «глаза в глаза» малодоступен;
4. эхолалии; слова-штампы, фразы-штампы; запоминает и воспроизводит ритмически организованные фрагменты текстов;
5. в речи отсутствует обращение;
6. речь, жесты, мимика, позные реакции в целях общения не употребляются или употребляются очень мало и не вполне адекватно;
7. иногда воспроизведение стихов, песен без осмысления содержания;
8. игра примитивная, стереотипная, манипулятивная, лишенная подражательности и элементов сюжета, часто используются неигровые предметы – игрушки могут заменять бытовые предметы, очень часто это бывают веревочки, провода и т.д..

24 месяца

Высокоспецифичными симптомами у ребенка в отношении РАС на данном
возрастном отрезке являются:

1. много стереотипных манипуляций с предметами: постукивания, верчения, перекладывания из руки в руку и др.;
2. отчётливые трудности формирования целостного сенсорного образа (фиксация внимания на деталях);
3. у части детей регресс в речевом развитии вплоть до мутизма.
В других случаях – слова-штампы, фразы-штампы, комментирующие фразы, короткие и часто аграмматичные, редко – «нормально» развитая некоммуникативная «взрослая» речь;
4. с близкими общение в основном формальное и ограниченное;
5. реакция на словесное обращение, в том числе на обращение по имени, часто отсутствует.

Диагностический алгоритм в отношении детей из группы риска по РАС

Безусловно, часть детей может со временем самостоятельно компенсироваться и примкнуть к многочисленной когорте «субнормы», а часть детей будет требовать повышенного внимания следующих специалистов:

1. психоневролога (невролога);
2. педиатра;
3. психиатра;
4. психолога;
5. логопеда-дефектолога.

Динамическое наблюдение за ребенком из группы риска по развитию РАС должно включать не только своевременный динамический осмотр пациента, но и при необходимости видеофиксацию патологических состояний как в семье, так и в медицинских учреждениях для более детальной оценки. Таким образом можно сформировать диагностический алгоритм в отношении детей из группы риска по РАС, разделив симптоматику на возможную для выявления во время планового осмотра как неврологом, так и педиатром и на дополнительные показатели, наличие которых надо уточнить у родителей ребенка.

Источник