Социальная адаптация ребенка с церебральным параличом предполагает, с одной стороны, его активное приспособление к условиям повседневной жизни, с другой – его интеграцию в социальную среду. Для того чтобы успешно решать обе этих задачи, ребенок должен уметь использовать новые навыки, полученные в ходе реабилитации. Это относится к навыкам, приобретенным и на занятиях по двигательной реабилитации, и на занятиях с психологом и логопедом. Именно перенос в повседневную жизнь новых умений является показателем успешности реабилитационных мероприятий.
Трудность состоит в том, что новые навыки обычно сложны и непривычны для ребенка. Прилагая массу усилий для их отработки на занятиях, ребенок вряд ли с радостью и усердием начнет применять их дома. Родители же, зачастую не имея времени и сил, чтобы создать позитивную мотивационную базу для ребенка, организовать специальные занятия (слишком много сил уходит на каждодневный уход за ребенком), заставляют детей делать «так, как нужно». При этом на приеме жалуются, что ребенок может, но «ленится». Но будет ли эффективно закрепляться то, что достигнуто строгостью и напором?
Желательно, чтобы занятия по социальной адаптации в течение стандартного курса проходили ежедневно, чтобы ребенок успел более прочно освоить новые навыки и они стали для него привычными. Обязанности специалиста по социальной адаптации должен исполнять сотрудник, имеющий специальное дефектологическое среднее или высшее образование или любое другое педагогическое образование после прохождения соответствующих курсов повышения квалификации.
Три критерия выбора хорошего специалиста
— Этот человек должен быть готов сопровождать вашего ребенка и вашу семью на протяжении многих лет. Задача компенсации ДЦП очень длительная и требует тщательной кропотливой работы. Поэтому, если вам предлагают полечить малыша интенсивно пару недель, откажитесь от этого предложения. Ребенку требуется длительное регулярное сопровождение. С другой стороны, ребенок с ДЦП очень истощаем и ему не показаны никакие формы интенсивных вмешательств (кроме крайних случаев, связанных с опасностью для жизни).
— Специалист должен уметь играть с ребенком и проводить все необходимые упражнения в процессе игры. Ребенок по природе своей не может выполнять инструкций, он делает только то, чем его заинтересовали и увлекли. Если специалист вместо игры с ребенком пытается «выдрессировать» малыша на выполнение инструкций – стоит отказаться от этого сотрудничества.
— Важнейший момент – складывается ли контакт со специалистом у вас лично. Обратите внимание, может ли он объяснить вам, что он делает и что нужно делать вам. И настроен ли он на то, чтобы найти формы включения необходимой ребенку активности в повседневную жизнь вашей семьи. Например, довольно часто приходится осваивать с ребенком положение стоя на коленях у невысокой тумбы. Хороший специалист вместе с вами будет думать, в какие моменты семейной жизни вы можете предложить это ребенку – может быть, так можно рисовать, или смотреть мультфильм, или даже завтракать. Если специалист не ищет таких жизненных и реальных для воплощения вариантов двигательных занятий, вам будет тяжело сотрудничать.