Психологическая помощь ребенку с церебральным параличом в реабилитационном центре включает в себя:
- диагностику состояния высших психических функций и эмоционально-волевой сферы ребенка. По итогам диагностики специалист определяет цели работы и составляет план занятий;
- максимально возможную коррекцию нарушений высших психических функций и расстройств эмоционально-волевой сферы ребенка;
- консультирование родителей: по организации занятий дома, по улучшению детско-родительских отношений, в том числе психологическую помощь самому родителю.
Проводя комплексное обследование высших психических функций и эмоционально-волевой сферы, специалист может опираться на материалы пособий:
Баженова О. В. Диагностика психического развития ребенка первого года жизни.
Визель Т. Г. Нейропсихологическое блиц-обследование.
Балашова Е. Ю., Ковязина М. С. Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах. Глозман Ж. М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов.
Максименко М. Ю., Ковязина М. С. Пособие для практических занятий по нейропсихологической диагностике.
Методы нейропсихологической диагностики. Хрестоматия. Под ред. Е. Ю. Балашовой, М. С. Ковязиной.
Нейропсихологическая диагностика: в 2-х ч. / Под ред. Е. Д. Хомской. Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы.
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Приложения: протоколы обследования / Под ред. Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учебное пособие для высших учебных заведений.
Логопедические проблемы и способы их решения
Логопед в детском реабилитационном центре может столкнуться с любой речевой патологией – как сопутствующей основному заболеванию (дизартрия), так и изолированной, характерной для пациентов данного возраста.
Многочисленные отечественные и зарубежные авторы отмечают, что при церебральном параличе наряду с двигательными нарушениями часто наблюдаются различные психические, сенсорные и речевые расстройства, последние – у 70–80% таких пациентов (К. А. Семенова, Л. А. Данилова; Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова).
Клинические формы речевых нарушений при церебральном параличе крайне разнообразны: дизартрия, алалия, задержка речевого развития и другие.
Дизартрия – наиболее частая клиническая форма речевых расстройств при церебральном параличе, которая встречается в 65–85% случаев (М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская; Е. М. Мастюкова).
Кроме того, для детей с ДЦП характерны такие речевые патологии, как алалия и задержка речевого развития. Причина этих комплексных патологий развития – органические поражения головного мозга.