Специалисты выделяют так называемые «знаки неблагополучия», на которые могут обратить внимание и забеспокоиться родители. Эти знаки не характерны исключительно для ДЦП, они могут появляться эпизодически на фоне стресса и усталости ребенка и потом успешно проходить, могут указывать на какое-то временное заболевание, могут быть признаками другого хронического недуга.
Условно «знаки неблагополучия» можно разделить на три группы: нервно-органные, психологические, моторные.
Нервно-органные
1. Затруднение сосания и глотания;
2. Судороги;
3. Задержка роста (существуют специальные таблицы, в которых даны нормы роста по неделям для мальчиков и девочек);
4. Постоянные проблемы с животом и стулом, частые обильные срыгивания, срыгивания фонтаном. Проблемы с животом и стулом бывают у многих детей, но, если они постоянные, не следует оставлять их без внимания.
5. Косоглазие. Любые несодружественные движения глазных яблок;
6. Отсутствие реакции (зажмуривание, поворот головы) на резкий звук (хлопок, удар);
7. Отсутствие гуления, а в дальнейшем предречи и речи;
8. Отсутствие ритма сна и бодрствования. Спит то долго, то совсем мало.
Психологические
1. Истощаемость. Ребенок очень быстро устает. Время бодрствования меньше положенного по возрастным нормам. Во время кормления перестает сосать, не успев наесться, потом плачет, приходится докармливать из бутылки с широкой дыркой. При переодевании быстро подмерзает, но не двигается активно, чтобы согреться. Во время плача быстро замолкает, хотя продолжает беззвучно всхлипывать, а причина плача явно не устранена.
2. Повышенная возбудимость и гиперактивность. Слишком быстро и активно реагирует на события. Мгновенно заводится, волнуется и кричит по самым мелким поводам. Подолгу не может успокоиться. Может реагировать беспокойством, криком на смену погоды. Возбудимости часто сопутствует истощаемость.
3. Повышенная лабильность. Не удерживает внимание и взгляд на объекте (лицо взрослого, игрушка), когда по возрастным нормам уже положено. Очень быстро переключается с одного объекта на другой.
4. Ригидность, пассивность, вялость. Противоположна лабильности. Ребенок как бы зависает в одном процессе, не может переключиться на другой. Не реагирует или очень слабо реагирует на внешние импульсы. Например, не поворачивает голову на звук (имеется в виду нерезкий звук – шорох, шелест пакета) или поворачивает с задержкой более чем три секунды.
5. Затруднения контакта. Не реагирует или неадекватно реагирует на близких взрослых, в том числе на маму. Плачет, беспокоится, когда они берут его на руки. Не следит взглядом за лицом взрослого (актуально с 3 месяцев).
6. Не слезает с рук. Постоянно плачет при попытке положить его.
Моторные
1. Гипертонус. Твердые на ощупь мышцы ног, рук. При попытке поставить на ножки (держа за подмышки), стоит на носочках (хотя такое можно наблюдать и при нормальном развитии ребенка, нужен совет специалиста). Неестественно выгибается дугой назад или вбок.
2. Гипотонус. Мышцы рук и ног вялые. При постановке на ножки (держа за подмышки), малыш не выпрямляет, а сгибает ноги, прогибается в пояснице. Лежит на спине в позе лягушки (колени разведены и лежат на поверхности).
3. Низкая/неравномерная спонтанная активность. На замедленных съемках грудных детей видно, что за 10 секунд ребенок совершает руками и ногами около 30 мелких движений. Поэтому, если ребенок не сучит руками и ногами, если он малоподвижен – это должно привлечь родительское внимание
4. Асимметрии тонуса и движений. В норме движения рук и ног ребенка примерно симметричны. Если появляется явная ассиметрия – одной ногой сучит, другой нет, одной рукой машет, другой нет, в одну сторону может повернуть голову, в другую нет, – нужно обратить на это внимание.
Задержки моторного развития. Не имеет тех двигательных навыков, которые необходимы по возрасту. Существуют специальные подробные обзоры, где описывается, к какому примерно возрасту, какими двигательными навыками овладевает ребенок.
Важно обратить внимание
— хватает ли ребенок взрослого за палец в 1-2 месяца,
— держит ли ребенок голову к 2-3 месяцам,
— переворачивается ли на живот в 4-5 месяцев,
— опирается ли на руки в 3-4 месяца,
— тянет ли ноги в рот в 5-6 месяцев,
— присаживается ли в 7-8 месяцев.
В норме все это должно быть. Хотя важно помнить, что эти сроки усредненные, и при нормальном развитии те ли иные функции могут запускаться раньше или позже. Поэтому увидев у ребенка отставание, не нужно пугаться: нужно посоветоваться со специалистом