Детский церебральный паралич
Главная / Детский церебральный паралич

Детский церебральный паралич

Если вдуматься, название это неточное. Во-первых, какой же он детский, если остается с человеком на всю жизнь. Во-вторых, чаще всего это не паралич, а парез — что с латыни переводится как резкое ослабление. Единственно верное слово — церебральный, то есть связанный с мозгом. Существует более четырехсот причин, вызывающих ДЦП: хронические или инфекционные заболевания матери, поражения плода во время беременности, осложнения в родах и др. В результате повреждаются те или иные участки мозга, в нервной системе начинаются патологические процессы, и ребенку становится сложно, а то и вовсе невозможно нормально двигаться и координировать свои движения. Но двигательные нарушения, хоть и ведущий синдром при церебральном параличе, но не единственный. У детей могут возникнуть нарушения интеллекта, речи, снижение зрения, слуха. Но как бы страшно ни звучал диагноз, ДЦП – не приговор. Дети могут стать успешными и счастливыми людьми.

  • Дмитрию Кокареву из Нижнего Новгорода в год поставили диагноз ДЦП тяжелой формы. Сейчас ему — 27, он многократный чемпион мира и России по плаванию, призер паралимпийских игр в Пекине и Лондоне, в его арсенале золотая, серебряные и бронзовые медали. Дмитрий — кавалер двух орденов России. Закончил ВУЗ по специальности «экономика».
  • Петербуржец Иван Бакаидов не может ходить, говорить и писать. Зато он создал три программы синтезации речи, которые помогают людям с нарушениями полноценно общаться. Он представлял разработки на I Всемирном гуманитарном саммите ООН в Стамбуле, пройдя нелегкий конкурсный отбор. Иван  член сборной России по бочча (параолимпийский вид спорта — игра с тяжелыми мячами), а его хобби  гонять в свободное время по Питеру и окрестностям на специальном лежачем велосипеде.
  • У москвички Насти Аброскиной изначально правая нога обвивала левую, а руки ее в буквальном смысле не слушаются. И, тем не менее, девушка шестикратный чемпион России по параолимпийской конной выездке. Получила образование искусствоведа. Она первая в нашей стране модель с ДЦП, художник и дизайнер, создающий модную одежду для людей, которым трудно самостоятельно одеваться. А еще – счастливая жена и мама очаровательной и совершенно здоровой восьмилетней дочери.

Таких историй немало. При ДЦП можно в значительной мере компенсировать нарушения, но начинать надо как можно раньше. Решающее значение имеют первые 1000 дней после рождения, пока растущий и развивающийся головной мозг ребенка обладает значительным потенциалом и гибкостью, благодаря которым здоровые участки мозговой ткани могут брать на себя функции поврежденных структур.

Диагностика

Выявить ДЦП в период беременности невозможно. Первые симптомы начинают проявляться у малыша в возрасте до пяти месяцев. Родителей должны насторожить отклонения в физическом развитии: малыш не держит головку, не следит за предметами, не тянется за ними ручками (или активна только одна), не переворачивается на живот, не гулит и т.д. В такой ситуации младенца необходимо срочно показать неврологу, который должен оценить его неврологический статус:

  • нарушения мышечного тонуса;
  • асимметрию развития мышц и нормальных рефлексов с конечностей;
  • наличие патологических рефлексов, нарушения движения в руках и ногах ;
  • отсутствие адекватной реакции на тактильные, звуковые и зрительные раздражители;
  • степень контакта ребенка с матерью.

При выявлении проблем, за состоянием малыша нужно наблюдать в динамике. Если у врача возникнет подозрение на ДЦП, ребенка направляют на обследование.

  • Энцефалография позволяет диагностировать нарушение функций мозга.
  • УЗИ головного мозга проводят только до года (пока не зарос родничок). Оно позволяет обнаружить воспаление структур и оболочек головного мозга, опухоли, кисты и т.д.
  • КТ  позволят увидеть, где расположен поврежденный участок, размер очага поражения. Иногда  требуется проведение МРТ.
  • Электромиография – это ооцентка степени возбудимости мышц и скорости передачи нервных импульсов.

При любых «отклонениях» от классической картины ДЦП проводят дополнительное обследование, чтобы исключить другие возможные патологии: наследственные нервно-мышечные заболевания, ранний аутизм, фенилкетонурию, поражения спинного мозга и др.

Симптомы

Существуют разные формы ДЦП, у каждой свои симптомы.

Спастическая
проявляется в трех вариантах:

  • диплегия — нарушение работы мышц рук и ног. Ребенок испытывает трудности при ходьбе или вовсе не может ходить. Поражения рук различны — от неловкости до выраженных ограничений в движениях. У большинства детей возникают речевые нарушения, но интеллект, как правило, не страдает.
  • гемиплегия  — двигательные нарушения возникают с одной стороны тела, рука поражена больше, чем нога. Дети могут ходить самостоятельно. Нередки речевые нарушения, снижение познавательной деятельности.
  • двойная гемиплегия — самая тяжелая форма.  Развиваются тяжелейшие поражение рук и ног, больной не может координировать движения. Возникают нарушения речи, слуха, нередко зрения. Ребенок не способен к самообслуживанию и обучению.

Гиперкинетическая (дискинетическая)
Проявляется различными непроизвольными движениями рук, ног, лица, туловища (гиперкинезы). Движения могут быть как медленными и вычурными, так и быстрыми, отрывистыми. Большинство детей могут ходить самостоятельно без поддержки. Возможны нарушения слуха, повышенное слюнотечение. Снижение интеллекта нехарактерно.

Атаксическая (атонически-астатическая)
У ребенка низкий тонус мышц, нарушается координация движений,  равновесие, дети сохраняют неустойчивость при ходьбе. Нередки речевые нарушения.

Под маской атактической  формы ДЦП может скрываться нарушение обмена органических и аминокислот,  другая генетическая патология, пороки развития мозга.

Смешанная форма
По сути, это сочетание двух и более вариантов  ДЦП.

Лечение

Вылечить ДЦП нельзя, поэтому речь идет о реабилитации, цель которой коррекция двигательных, интеллектуальных и коммуникативных навыков, кроме того, важно избежать развития ортопедических осложнений, самые частые из них — вывих тазобедренного сустава и так называемые контрактуры (ограничение нормальной амплитуды движений в суставе).

В арсенале методов наиболее часто и эффективно используются:

  • Массаж.
  • Лечебная физкультура (ЛФК).
  • Войт-терапия (надавливание на определенные точки для активации и закрепления двигательных рефлексов).
  • Бобат-терапия (нейроразвивающая гимнастика).
  • Физиотерапия  -электрофорез, миостимуляция, электрорефлексотерапия; лечебные ванны и др.
  • Средства технической реабилитации  — ортопедические аппараты, различные тренажеры и т.д.
  • Акупунктура,  иглорефлексотерапия;
  • Иппотерапия (верховая езда), дельфинотерапия.

Применяются также медикаментозные препараты, снижающие мышечный тонус, улучшающие обмен веществ, оптимизирующие функции сосудов, и нейрохирургическое  лечение  тяжелых форм ДЦП:

  • имплантация  баклофеновой помпы — устройство, в котором имеется резервуар с лекарством, тормозящим воздействие на патологические импульсы от спинного мозга, и микрочип, позволяющий подбирать индивидуально дозу препарата .
  • электростимуляция спинного мозга — больному  подкожно имплантируется  система, состоящая из электродов и нейростимулятора.  Это позволяет  генерировать и проводить электрические импульсы в соответствующие сегменты спинного мозга.

Как с этим жить

В первую очередь необходимо получить развернутый диагноз с определением уровня моторных (по шкале GMFCS) и коммуникативных функций малыша. Затем междисциплинарная команда специалистов — невролог, педиатр,  психолог, физический терапевт (специалист по развитию движений),  логопед и др.- должна  оценить возможности ребенка, определить проблемы и ограничения,  его сильные стороны. Только после этого  врачи дадут реабилитационный прогноз и  вместе с родителями  обсудят  долгосрочную программу.

В реабилитации главное не разнообразие и интенсивность, а регулярность. Занятия со специалистами очень важны, но будут малоэффективны, если не закрепляются каждый день. Заниматься дома с ребенком должны родители — это та самая база, на которой стоит эффективная система восстановления.

Важно как можно раньше и полнее развивать у малыша  коммуникативные навыки.  Способность к общению – это поддержка его познавательного и социального развития. Для контактов есть множество возможностей и средств: карточки, картинки, коммуникаторы и планшеты с программами со специальными кнопками, снимающими проблемы управления техникой и обеспечивающие возможности общения даже тяжелобольному ребенку.

Ищите и раскрывайте способности малыша.  Ему нужно то же самое, что и здоровому  ребенку – развивающие и интересные игры, музыка,  освоение компьютерных технологий. На эмоциональное состояние очень позитивно влияют доступные виды спорта.

Важно обустроить жилье под потребности ребенка. Это не только функционально организованное пространство, но и специальные столы и стулья, кресла, позволяющие держать правильные позы и предотвращающие ортопедические осложнения; приспособления для гигиены (сиденья для ванн, кресла-унитазы); домашние тренажеры, опоры вдоль стен, а также  множество мелких удобных бытовых помощников  — специальные зубная щетка, вилки-ложки, приспособления для перелистывания страниц в книгах и альбомах и многое другое.

Вполне понятно стремление окружить ребенка с ДЦП повышенной заботой и вниманием. Но это чревато нарушениями личностного развития: пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, обостренная реакция на физический дефект и т.д. Гораздо эффективнее другой сценарий —  относиться к ребенку, как к здоровому, больше доверять ему, не ограничивать в стремлении к самостоятельности. Не надо навязывать ему свою помощь, если он не дает знать, что она ему нужна. У малыша  должны были свои обязанности, пусть чисто условные.  Это очень важно, потому что повышает его самооценку, веру в себя, развивает волевые качества.

Полезные сайты

http://dcp-krug.ru/ — Клуб родителей особых детей;
http://miloserdie.ru — портал «Милосердие»;
http://dcp-help.ru/forum/viewforum.php?f=9 — ДЦП- форум;
http://navigator.osoboedetstvo.ru/?h=5496 — сайт юридической поддержки «Особое детство»;
http://lechenie-dcp.ru/blagotvoritelnye-fondy-dcp.html —  сайт адресов и контактов благотворительных фондов.

Куда обратиться

  • Научно-практический Центр детской психоневрологии (НПЦ ДП) Департамента здравоохранения г. Москвы — Мичуринский пр-т, д. 74; тел. (495) 430-80-81;
  • Морозовская детская больница  (консультативно-диагностическое отделение для детей с поражением ЦНС, нарушением опорно-двигательного аппарата) — Москва, 4-й Добрынинский пер., д. 1; тел.: 8 (495) 959-88-30, 959-89-04;
  • Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имени академика Ю. Е. Вельтищева – Москва, ул. Талдомская, д.2; тел.: +7 (499) 487-20-45;
  • Национальный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии имени Н.Н. Приорова — Москва, ул. Приорова, 10, консультативно-диагностический центр; тел.+7 (499) 940-97-47;
  • Московский НПЦ реабилитации инвалидов вследствие ДЦП – Москва, 1-я ул. Текстильщиков, д. 6А; тел. +7 (499) 179-14-99; +7 (499) 176-90-92;
  • Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства – г. Санкт-Петербург, ул. Чехова, д.5; тел.: (812) 272-90-30; e-mail: info@eii.ru.