Что такое аутизм? Универсальный ответ дать невозможно. Психологи считают: это расстройство общего развития, которое возникает из-за того, что мозг у таких детей функционирует несколько иначе, чем у обычных. Диапазон проявлений аутизма чрезвычайно широк, поэтому сегодня его называют «расстройства аутистического спектра» — РАС. Но многие ученые убеждены: нет спектра — есть абсолютные разные заболевания нервной системы, объединеные по сходству единственным «общим» для разных проявлений симптомом — неспособностью к социальному общению. Во всем остальном это совершенно разные болезни. Причины аутизма пока не выяснены: гипотез множество, но окончательных ответов нет. В последнее время появляется всё больше данных о связи аутизма с генными мутациями, но, скорее всего, предполагают исследователи, это состояние также связано с различными факторами окружающей среды.
Вылечить аутизм «насовсем» пока невозможно. Но РАС — состояние обратимое и вполне поддается коррекции. Если вовремя поставить диагноз — и начать заниматься с ребенком, то 70% детей могут вполне адаптироваться к обычной жизни.
Все зависит от того, как рано будет обнаружено расстройство и как скоро начнется коррекционная работа с таким ребенком: самый высокий «КПД» можно получить, если это произойдет не позднее трех лет. Главное верить в свои силы и настроиться на медленный, но поступательный процесс накопления достижений.
В Силиконовой долине более 20% сотрудников — люди, у которых диагностирован аутизм, у них хватает трудностей в общении, но они помогают прекрасно общаться нам, создавая новые программы для смартфонов, ноутбуков и прочих гаджетов. В израильской армии есть особое подразделение, в котором служат люди с РАС: они занимаются анализом аэрофотоснимков, потому что значительно лучше прочих замечают детали.
У нас проблемой аутизма начали заниматься намного позже, чем за рубежом.
«Выпускники» первых центров коррекции выросли. Некоторые из них закончили ВУЗы, работают, имеют семьи. А маленьких подопечных нередко удается успешно подготовить к посещению обычного детского сада и обучению в общеобразовательной школе.
Диагностика
- Тест M-CHAT– дает возможность родителям самостоятельно проверить, нет ли аутистических симптомов у малыша от 1,5 до 2-х лет. (Он переведен на русский и размещен на многих сайтах по РАС). В нем 23 простых вопроса, характеризующих тревожные признаки раннего аутизма. Два и более совпадения с предложенными вариантами ответов — повод для срочного визита к неврологу или детскому психиатру.
- Наблюдение за ребенком.
Психолог или детский психиатр (нужны несколько визитов к специалисту) наблюдает: как малыш общается, играет, каковы особенности его поведения. Обязательно интервьюируются родители, используются специальные тесты. Для постановки диагноза проводят обследование:
- Консультация невролога ( позволяет выявить неврологические проблемы).
- Консультация врача-генетика (РАС важно отличить от наследственных болезней – их лечат иначе).
- Аудиметрия — проверка слуха ребенка: задержка развития речи может быть вызвана тугоухостью.
- УЗИ головного мозга- позволяет выявить его повреждения.
- ЭЭГ, проводится, чтобы исключить подозрения на аномалии мозга, а также оценить уровень его зрелости и функциональной активности.
В некоторых случаях может быть назначено КТ или МРТ головного мозга.
Симптомы
- Красные флажки для родителей, предупреждающие об опасности.
+ в год малыш не отзывается на имя, не отвечает на улыбки родителей, у него нет указательного жеста;
+ к возрасту 1,5 года не произносит слов;
+ к 2-м годам — отсутствие фраз;
+ в любом возрасте теряет навыки коммуникации и освоенные «умения», (например, вдруг перестает говорить).
Если вы заметили подобные признаки, ребенка важно срочно показать врачу. Возможно, тревога окажется ложной. Но в любом случае при отклонениях надо срочно начинать коррекционную терапию. Кстати, в мире официально диагноз аутизма ставят не ранее полутора лет. А в Таиланде, который в этой области, что называется, впереди планеты всей, уже в 5 месяцев выявляют риск развития аутизма и начинают действовать, чтобы предотвратить его развитие.
Расстройства аутистического спектра включают немало сходных симптомов, но, когда речь заходит об их тяжести, возможных комбинациях и моделях поведения, есть огромные различия. В России аутистические расстройства в зависимости от проявлений разделяют на четыре основных вида.
- Классический аутизм или синдром Каннера (у нас его называют ранний детский аутизм). Нарушения ярко проявляются в возрасте от 1,5 до 3-х лет. Ребенок не стремится к общению с близкими, плохо осваивает новые навыки (или начинает вдруг терять приобретенные раньше), появляются «странности» поведения (стереотипные движения, ходьба на цыпочках, бег по кругу, визжание, крики, самоагрессия или агрессия по отношению к другим).Иногда возникают страхи и фобии, связанные со слуховыми, зрительными, тактильными раздражителями. Часто дети не говорят до 3-4 лет. Возможны нарушения интеллекта, а у некоторых и отсталость в умственном развитии.
- Атипичный аутизм. Проявления становятся заметны позже, чем при синдроме Каннера. Вместо трех классических признаков преобладают два: значительные проблемы в общении, затруднения с речью.
- Синдром Ретта -это редкое, но тяжелое генетическое заболевание, связанное с мутацией ДНК в хромосомы Х, поэтому встречается только у девочек. (Возможно, в новой версии международной классификации болезней, которая должна начать действовать в 2022 году, этот диагноз будет исключен из РАС). Наиболее ярко симптомы проявляются с двух лет: ребенок начинает терять интерес к играм, общению, перестает говорить, снижается интеллект, появляются стереотипные движения «моющих рук». В 5-6 лет возможны некоторые улучшения, но этот период быстро проходит: болезнь вызывает проблемы с мышцами и координацией. Бег и ходьба становятся неуклюжими, прерывистыми. Дети часто страдают неравномерным дыханием и судорогами.
- Синдром Аспергера считается легкой формой РАС: симтомы становятся заметны с 2-3-х лет, нередко и позже. Обычно у таких детей хорошо развиты речь и память, интеллект выше среднего. Среди них есть саванты — люди со сверхспособностями, но их не больше, чем среди обычных людей. При синдроме Аспергера нередки отклонения — в невербальном поведении (жесты, мимика, манеры, зрительный контакт), возникают трудности в общении.
Лечение
Методов коррекционной терапии сегодня множество, но нет ни одного универсального, поэтому их используют в комплексе. Главный критерий выбора — работать с конкретными трудностями и проблемами, которые в данный момент для ребенка самые «горячие». Вот некоторые из методов, которые часто используют сегодня.
- АВА. Основан на прикладном поведенческом анализе: правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные — пресекаются. Педагог выстраивает четкую систему усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков. Метод нацелен на выработку полезных навыков коммуникации, бытовых, социального взаимодействия, а также позволяет исключить или, по крайней мере, снизить долю неприемлемых проявлений поведения. Заниматься нужно 20-40 часов в неделю в течении года — трех лет.
- TEACCH — взрослые должны создать особую среду , облегчающую аутичному ребенку упорядоченное восприятие информации (положение вещей в комнате не меняется, у каждой — определенное место; день подчинен строгому расписанию и т.д.). Со временем ребенок усваивает, как вовремя включиться в нужное действие и вступить в общение, самостоятельно удовлетворять свои потребности в специально созданных для него условиях.
- Floor time (игровое время) позволяет малышу с аутизмом через игры пройти 6 стадий развития, которые проходит здоровый ребенок — интерес к миру, привязанность, двухстороннее общение, осознание себя, эмоциональные идеи, эмоциональное мышление.
- Сенсорная интеграция – «тренировка» переработки сенсорной информации: используются специальные упражнения, игры, задания, чтобы сформировать у ребенка адаптивный ответ на сигналы внешнего мира.
- Нейропсихологическая сенсомоторная коррекция (серии дыхательных и двигательных, постепенно усложняющихся упражнений). Помогаетребёнку научиться осознавать себя в пространстве, улучшить восприятие окружающего мира, развивает моторные, познавательные и сенсорные навыки.
Большинству необходимы занятия с логопедом, дефектологом и другими специалистами. Кроме того, используются арт-терапия, адаптивная физкультура, кинезотерапия (лечение движением и нагрузками), анималотерапия и многое другое. - Лекарственная терапия.
Препараты используют для снятия некоторых симптомов и улучшения общего состояния. Применяют ноотропы — вещества, стимулирующие питание головного мозга и улучшающие обмен веществ в нем; при судорожном синдроме — противосудорожные и т.д. Иногда нужны и нейролептики — они купируют излишнюю возбудимость, гиперактивность, агрессивность, но обладают негативными побочными эффектами, поэтому используют их очень умеренно и осторожно, только после полного и тщательного обследования ребенка. - Диета.
Рекомендуется не для лечения самого аутизма, а чтобы лучше справиться с рядом обменных нарушений, которые нередко встречаются у детей с РАС. Используются безглютеновая, бесказеиновая , бесполисахаридная, низкооксалатная и другие. При строгом соблюдении диет улучшения наступают через 6 — 8 месяцев. И хотя нет жестких доказательств эффективности этого метода, огромное количество родителей отмечают положительные сдвиги у своих детей.
Как с этим жить
Детям с РАС важно, чтобы жизнь была размеренна и предсказуема. Это — четкий режим дня, определенный порядок в комнате. Такой ребенок любит гулять по строго определенным маршрутам, носить привычную одежду, есть из определенной тарелки и т.д. При настойчивой, постоянной работе с малышом эти странности понемногу исчезают. Для развития навыков самообслуживания моделируйте как можно больше ситуаций, в которых ребенок может имитировать ваши действия и копировать поведение. При общении сохраняйте нейтральный эмоциональный фон, чтобы предотвратить вспышки негативных ощущений. Общайтесь короткими и конкретными фразами, выражающими вашу просьбу или вопрос, при необходимости сопровождайте слова жестом или картинкой. Предлагайте конструктивные способы для вывода из агрессии (поколотить подушку, изорвать на клочки газету и др.). Если ребенок часто ходит по комнате кругами, кружится, гудит и пр., такие действия нужно перенаправлять, а не пресекать. Можно разместить в квартире предметы, которыми он сможет манипулировать, чтобы получить разрядку (фитнес-мячи, контейнеры наполненные мелкими предметами, музыкальные машинки, краски для рисования на теле и т.п.) Придумайте систему поощрения даже самых незначительных достижений.
Занятия даже в самом «продвинутом» коррекционном центре обязательно должны продолжаться дома. Родители — важнейшая часть команды при работе с ребенком. Важно пройти специальное обучение (есть платные и бесплатные курсы для пап и мам, дистанционное видеобучение и т.п.).
Ребенок с РАС, даже со сложной структурой дефекта, развивается гораздо лучше, если его «окунать» в среду с обычными детьми. Между прочим, дети, у которых есть братья и сестры адаптируются в окружающем мире лучше. Как только у малыша появится возможность, стоит начать ходить в садик хотя бы на пару часов, по мере адаптации удлиняя время пребывания. Опыт родителей, добившихся больших успехов в реабилитации особых детей доказывает: если начать прямо с самой младшей группы , то не менее 50% детей в школу пойдут без тьюторов (сопровождающий ребенка педагог), и смогут учиться по общеобразовательной программе.
- Жесткий контроль за состоянием здоровья.
Течение аутизма утяжеляют аллергические и заболевания ЖКТ, которые для особых детей не редкость. Ребенок должен находиться под наблюдением аллерголога и гастроэнтеролога. Но есть и менее «заметные» проблемы, о которых многие родители не знают — слабые звенья в цепи обмена веществ, состояние иммунной системы. Поэтому желательно обследовать ребенка у иммунолога и эндокринолога.
Полезные ссылки:
- https://test.autism.help/ — он-лайн версия сертифицированного перевода теста M-CHAT.
- outfund.ru – сайт фонда «Выход» дает широкую информацию по проблемам аутизма, адреса благотворительных фондов, организаций, оказывающих помощь людям с РАС
- Autism.ru– сайт содержит множество материалов о синдроме раннего детского аутизма, его диагностике, коррекции.
- Osoboedetstvo.ru– на сайте публикуются материалы, рассказывающие о методах психологической и педагогической помощи особым детям, юридические конснсультации для родителей и многое другое.
- Ru-happychild.livejournal.com– родительское сообщество особых детей, содержит много информации по выбору специалистов и коррекционных центров.
Куда обратиться:
Где диагностировать РАС
- Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой: Москва, Ленинский проспект, 5-й Донской проезд, д. 21А; тел.: 8 (495) 954-36-53, 8 (495) 954-37-54.
- Научно-практический центр детской психоневрологии: Москва,Мичуринский просп., д. 74; тел.: 8 (495) 430-02-29.
- Научный центр психического здоровья: Москва, Каширское шоссе, д.34; тел.:8 (499) 617-81-47; 8 (499) 615-93-27.
- Институт мозга человека РАН:Санкт-Петербург, ул. академика Павлова, д. 9; тел.: 8(812) 234-13-90.
- НИИ им. Бехтерева: Санкт-Петербург, ул. Бехтерева, д. 3; тел.: 8 (812) 412-90-39; 8 (812) 412-73-26.
Центры по коррекции аутистических расстройств:
- Институт-коррекционной-педагогики: Москва, Погодинская ул., д.8, корп. 1; тел.: 8(499) 245-04-52.
- Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра: Москва, ул. Кашенкин луг, д. 7; тел.: 8 (495) 619-21-88; филиал (школьно-дошкольное отделение): Москва, ул. Архитектора Власова, д.19, стр. 2; тел.: 8(495) 619-21-88; 8(499) 128-98-83.
- Центр «Наш солнечный мир» (единственная из российских организаций –член Европейской ассоциации Autism Europe): Москва, Горлов тупик, д. 11А;
тел.: 8(495) 374-77-40. - Центр лечебной педагогики: Москва, ул.Строителей, д.17Б; тел.: 8(499) 131-06-83, 8(499) 133-84-47.
- Центр «Белая ворона»: Москва, Проспект Мира, д. 16, стр. 2, тел.: 8 (495) 215-11-28.